Отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан в 2014 году

УТВЕРЖДЕН

решением Совета городского округа

город Нефтекамск

Республики Башкортостан

от 19 февраля 2015 года № 3-33/03

 

ОТЧЕТ 

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ 

ОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД НЕФТЕКАМСК

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ЗА 2014 ГОД

 

     Настоящий отчет подготовлен в соответствии с требованиями пункта 10.2 Положения о Контрольно-счетной палате городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан, утвержденного Советом городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан от 07 мая 2013 года № 3-12/01, о ежегодном представлении на рассмотрение в Совет городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан отчета о работе Контрольно-счетной палаты городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан (далее - Контрольно-счетная палата городского округа).

     В отчетном году продолжена практика проведения контрольных мероприятий муниципальных унитарных предприятий. Большое внимание уделено анализу эффективности деятельности муниципальных учреждений и предприятий, а также эффективности использования бюджетных средств. В соответствии с планом деятельности проведено 8 контрольных и 7 экспертно-аналитических мероприятий.

Основные направления деятельности Контрольно-счетной палаты городского округа в 2014 году:

          - предварительный, оперативный и последующий контроль за формированием и исполнением бюджета городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан (далее – городской округ);

          - проверка финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий городского округа;

          - проверка целевого и эффективного использования средств бюджета городского округа муниципальными автономными учреждениями.

     В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» осуществляется взаимодействие с Контрольно-счетной палатой Республики Башкортостан, в результате чего в 2014 году была проведена совместная проверка целевого и эффективного использования межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Республики Башкортостан за 2012-2013 годы муниципальному образованию городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан.

     В течение 2014 года Контрольно-счетная палата городского округа принимала участие в работе 21 коллегии Контрольно-счетной палаты Республики Башкортостан, в августе 2014 года участвовали в межрегиональном совещании контрольно - счетных органов в Челябинской области на тему «Практика организации и осуществления внешнего государственного и муниципального финансового аудита (контроля), механизма предотвращения бюджетных потерь в Республике Башкортостан и Челябинской области».

     В октябре 2014 года принимали участие в семинаре - совещании «О выработке общих подходов к учёту основных результатов деятельности контрольно-счетных органов» в городе Стерлитамак.

     Основной задачей каждого мероприятия является формирование предложений, направленных на повышение эффективности деятельности контрольных органов, об итогах анализа практики передового опыта организации и осуществления внешнего государственного финансового аудита (контроля), анализ практики передового опыта организации и осуществления внешнего государственного финансового аудита (контроля) и его распространение среди контрольно-счетных органов способствует повышению качества контрольной и экспертно-аналитической деятельности, результативности исполнения представлений контрольно-счетных органов. Одновременно данная работа направлена на систематизацию проблем и вопросов, возникающих при реализации полномочий контрольно-счетных органов.

    По результатам контрольных мероприятий в декабре 2013 года по инициативе главы администрации городского округа проведено совещание на уровне заместителей главы администрации по экономике и промышленности, председателя Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по городу Нефтекамску, начальника юридического отдела, начальника отдела экономики, начальника отдела муниципальной службы и кадров.

     Кроме того на данное совещание были приглашены руководители и главные бухгалтера муниципальных унитарных предприятий городского округа.

     На совещании выступил председатель Контрольно-счетной палаты городского округа, был рассмотрен вопрос о результатах проверки эффективности муниципального имущества и отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности муниципального унитарного предприятия «Нефтекамское межрайонное предприятие электрических сетей».

     О принятых мерах по устранению нарушений были заслушаны директор и главный бухгалтер Муниципального унитарного предприятия «Нефтекамское межрайонное предприятие электрических сетей».

По вопросу о взаимодействии администрации и муниципальных предприятий городского округа по вопросам финансово-хозяйственной деятельности выступил заместитель главы администрации по экономике и промышленности.

На совещании было решено в срок до 01 марта 2014 года:

- отделу экономики администрации городского округа разработать порядок взаимодействия администрации с муниципальными унитарными предприятиями по основным вопросам финансово-хозяйственной деятельности. Контроль за исполнением возложить на заместитель главы администрации по экономике и промышленности.

- дополнить трудовые договоры с руководителями муниципальных унитарных предприятий пунктами следующего содержания:

          руководитель предприятия обязан согласовывать с главой администрации городского округа:

          все сделки, связанные с арендой, залогом, приобретением, реализацией недвижимого имущества, все договоры с кредитными организациями, а также сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой прав, требований, переводом долга;

          структуру и штатное расписание предприятия;

          прием на работу главного бухгалтера унитарного предприятия, заключение с ним, изменение и прекращение трудового договора;

          положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд предприятия.

          Контроль за исполнением по трудовым договорам возложить на первого заместителя главы администрации, по внесению изменений в Уставы - на председателя Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по городу Нефтекамску.

- Отделу жизнеобеспечения и благоустройства администрации сформировать реестр сервисных организаций, обеспечивающих содержание и благоустройство городского округа.

     Однако службами администрации городского округа вышеуказанное решение не было исполнено. В результате чего 18 декабря 2014 года на заседании постоянной комиссии по бюджету, налогам и вопросам собственности Совета принято решение о продлении срока исполнения решений рабочего совещания до 01 апреля 2015 года.

     В соответствии с частью 8 статьи 16 Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» акты проверочных мероприятий направлены в правоохранительные органы для дачи юридической оценки, поскольку должностные лица Контрольно-счетной палаты не уполномочены квалифицировать преступление или правонарушение.

     При взаимодействии Контрольно-счетной палаты городского округа с правоохранительными органами надо отметить, что на направленные 9 актов проверочных мероприятий по выявленным нарушениям из прокуратуры       г. Нефтекамска получено 7 ответов о рассмотрении, а из Межмуниципального отдела МВД России «Нефтекамский» ответы о рассмотрении отсутствуют.

     В отчетном периоде Контрольно-счетной палатой городского округа по результатам проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий направлено 7 актов проверочных мероприятий и 7 заключений о бюджете городского округа г. Нефтекамск в Совет городского округа – к сведению, главе администрации городского округа, руководителям проверяемых предприятий и учреждений – для работы.

     Все материалы рассмотрены постоянной комиссией Совета по бюджету, налогам и вопросам собственности, с участием руководителей, главных бухгалтеров проверяемых организаций и курирующих заместителей главы администрации городского округа, двое из которых отсутствовали на заседании при рассмотрении материалов по МУП «Нефтекамскстройзаказчик», МУП «Нефтекамское межрайонное предприятие электрических сетей».

     По 9 направленным представлениям в администрацию городского округа ответ получен только по двум предприятиям: МУП «Снежинка», МУП «Нефтекамсводоканал» от заместителя главы администрации по экономике и промышленности и от заместителя главы администрации по жизнеобеспечению городского округа. Оставшиеся 7 представлений оставлены без рассмотрения, ответы в Контрольно-счетную палату городского округа не поступили.

     В настоящее время Контрольно-счетной палатой городского округа заключено Соглашение о совместной деятельности с Управлением Федерального казначейства по Республике Башкортостан. В соответствии с Соглашением взаимодействие осуществляется посредством обмена информацией и материалами, представляющими взаимный интерес.

      Внешний финансовый контроль, являясь одним из этапов бюджетного процесса, содействует реализации государственной финансовой политики, рациональности, эффективности и результативности использования бюджетных средств на всех уровнях государственного и местного управления. Обеспечить такой контроль в соответствии с действующим законодательством могут только органы внешнего финансового контроля всех уровней власти при условии организации их взаимодействия и координации деятельности.

          Актуальность вопроса формирования показателей деятельности контрольно-счетных органов Российской Федерации обусловлена вступлением в силу Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», который наделил Счетную палату Российской Федерации и контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации правом осуществлять анализ деятельности региональных и муниципальных контрольно-счетных органов и давать рекомендации по оценке эффективности их работы. Реализация закона потребует разработки стандартов, методических рекомендаций по оценке эффективности деятельности контрольных органов, а также показателей их работы.

1.

Проведено контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, шт.

3

14

1.1

контрольных мероприятий, шт.

2

7

1.2

экспертно-аналитических мероприятий, шт.

1

7

2.

Объем проверенных денежных средств и имущества, млн. рублей

-

2077

3.

Объем проверенных денежных средств, млн. рублей

392

1923

4.

Выявлено нарушений в расходовании денежных средств, всего, млн. руб., из них:

2,7

10,88

4.1

нецелевое использование бюджетных средств, млн. рублей

0,06

0,08

4.2

неэффективное использование бюджетных средств, млн. рублей

2,64

10,8

5.

Объем проверенного имущества, млн. рублей

 

154

6.

Направлено представлений и предписаний, шт.

4

14

7.

Количество материалов, направленных в правоохранительные органы, шт.

4

14

8.

Расходы на содержание Контрольно-счетной палаты городского округа, млн. рублей

1,3

2,2

9.

Штатная численность, ед.

2

3

 

          Следует выделить следующие нарушения, характерные для большинства проверенных муниципальных предприятий:

          - устав муниципального предприятия (учреждения) не соответствует действующему законодательству;

          - не проводится аттестация руководителей муниципальных предприятий;

          - в отдельных предприятиях бухгалтерский учет ведется без программного обеспечения;

          - не соблюдаются сроки исполнения муниципальных контрактов как заказчиками, так и подрядчиками;

          - неэффективное использование бюджетных средств (средств предприятий), возникшее в связи с оплатой штрафных санкций и судебных расходов вследствие несвоевременного исполнения обязательств по оплате договоров (муниципальных контрактов);

          - необоснованные расходы, связанные с оплатой фактически невыполненных работ;

          - ненадлежащим образом оформлены документы на право хозяйственного ведения (оперативного управления) недвижимым имуществом, распоряжение муниципальным имуществом ведется с нарушением установленного порядка;

          - без согласования с главой администрации городского округа списывается муниципальное движимое имущество;

          - при невыполнении условий премирования выплачивалась премия без учета снижения дебиторской и кредиторской задолженностей, в то время как наличие дебиторской и кредиторской задолженности у учреждения – нежелательное явление. Оно в той или иной степени характеризует профессионализм руководителя учреждения и ответственность, с которой он подходит к работе. Превышение предельно допустимого значения просроченной кредиторской задолженности влечет расторжение трудового договора с руководителем учреждения по инициативе работодателя.

     Поэтому при проверке финансово-хозяйственной деятельности предприятий и учреждений нами обращается большое внимание на наличие дебиторской и кредиторской задолженности, в том числе невозможной к взысканию дебиторской задолженности и просроченной кредиторской задолженности, проводится анализ причин возникновения факта задолженности предприятия или предприятию.

Нами проверены все 6 муниципальных унитарных предприятий городского округа:

1. Муниципальное унитарное предприятие «Нефтекамское межрайонное предприятие электрических сетей»: установлены следующие нарушения:

- без согласования с учредителем и отсутствием приказа руководителя

списана дебиторская задолженность в сумме 827 тыс. рублей;

- полное отсутствие претензионной работы.

2. Муниципальное унитарное предприятие «Дом физкультуры»:

- за счет собственных средств, полученных от услуг, проведена оплата ремонтных работ стадиона «Торос» на общую сумму 1562 тыс. рублей, в то время как объект передан в казну городского округа;

- одновременно имелась кредиторская задолженность самого здания МУП «Дом физкультуры» в сумме более 2000 тыс. рублей;

- для ведения ремонтных работ МУП «Дом физкультуры» необходимо проведение экспертизы здания, вентиляции, электроснабжения.

3. Муниципальное унитарное предприятие «Снежинка»:

- имеется просроченная кредиторская задолженность в сумме свыше 1000 тыс. рублей (ЗАО «Продтовары»);

- списания горюче-смазочных материалов проводится без учета норм расхода, на автомашину ВАЗ 2106 приложены талоны на заправку дизельным топливом.

4. Муниципальное унитарное предприятие «Глобус»:

- не ведется претензионная работа по списанию дебиторской задолженности в сумме свыше 300 тыс. рублей.

5. Муниципальное унитарное предприятие «Нефтекамскстройзаказчик»:

- за выполненные работы по строительству детского сада не дополучен доход в сумме более 8000 тыс. рублей.

6. Муниципальное бюджетное учреждение «Управление архитектуры и градостроительства городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан»:

 - приобретенная в 2008 году топографическая фотосъемка садоводческих товариществ на сумму свыше 1200 тыс. рублей не востребована по настоящее время, что привело к отвлечению средств бюджета городского округа .

7. Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение  «Лицей № 1»:

- допущено нецелевое использование средств бюджета Республики Башкортостан на сумму свыше 82 тыс. рублей;

- без утверждения представлен план финансово-хозяйственной деятельности на 2013 год на общую сумму свыше 20000 тыс. рублей.

 8. Муниципальное унитарное предприятие «Нефтекамскводоканал»:

- предприятие имеет высокий износ подземных водонесущих сетей: коэффициент износа основных производственных фондов в 2012 году составил 68%, в 2013 году - 69%, а за 9 месяцев 2014 года - 72%;

- за проверяемый период дебиторская задолженность возросла и по состоянию на 01.01.2013 по данным бухгалтерского баланса числилась в сумме 40703 тыс. рублей, на 01.01.2014 составляла 44110 тыс. рублей, на 01.10.2014 - 54770,7 тыс. рублей;

- в 2013 году ООО «Водоканал» передало МУП «Нефтекамскводоканал» просроченную кредиторскую задолженность ОАО «Амзинский лесокомбинат» в размере 1169,5 тыс. рублей;

- задолженность предприятия по расчетам с поставщиками также растет: по состоянию на 01.01.2013 кредиторская задолженность по данным бухгалтерского баланса числилась в сумме 17619 тыс. рублей, на 01.01.2014 составила 18230 тыс. рублей, на 01.10.2014 - 25614,5 тыс. рублей;

- не обоснованы предприятием принятые расходы по аренде автотранспортного средства у ООО «Водоканал» в сумме 624 тыс. рублей в год без согласования с учредителем (устранены в ходе проверки);

- приобретенное имущество в 2010 году (нежилое помещение по адресу: РБ, г. Нефтекамск, ул. Ленина, д. 11 общей площадью 315,7 кв. м. стоимостью свыше 7000 тыс. рублей) для основной деятельности предприятия не используется, а сдается в аренду с обременением сроком до 01.06.2014, арендная плата составляет 140 тыс. рублей в год. Окупаемость данного объекта недвижимости наступит по истечению 50 лет;

- не все кассовые документы подписаны должностными лицами: директором – на сумму 145,7 тыс. рублей, главным бухгалтером - на сумму 366,5 тыс. рублей, кассиром - на сумму 30,1 тыс. рублей.

     Контрольно-счетная палата обращает внимание, что в связи с новой редакцией Бюджетного кодекса РФ, вступившего в действие 06.10.2014 года, необходимо пересмотреть отдельные пункты в решении Совета городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан от 27 июня 2007 года    № 1-19/10 «Об утверждении положения о порядке реализации обмена основных фондов, закрепленных на праве оперативного управления за учреждениями, деятельность которых полностью или частично финансируется за счет средств в бюджета городского округа г.Нефтекамск Республики Башкортостан».

     Необходимо разработать Порядок контроля за деятельностью муниципальных унитарных предприятий и муниципальных бюджетных учреждений.

     С учетом целей и задач и приоритетных направлений на ближайшую перспективу деятельность Контрольно-счетной палаты городского округа будет сконцентрирована на продолжение работы по развитию и углублению сотрудничества, взаимодействия по вопросам внешнего финансового контроля, обмена информацией с Советом городского округа, исполнительными властями и правоохранительными органами.

     Для профилактики коррупции необходима целостная система борьбы с финансовой преступностью, которая предполагает комплекс мер как правового, так и экономического и социального характера. При этом основную роль должна играть работа по профилактике нарушений финансово-бюджетного законодательства. Именно в сфере выявления и пресечения правонарушений необходима согласованность действий контрольных, правоохранительных органов, усиление механизма их взаимодействия. Такое сотрудничество предлагается осуществлять путем обмена представляющей взаимный интерес информацией о событиях, фактах, связанных с незаконным использованием средств бюджетов, внебюджетных фондов, государственного (муниципального) имущества; обмена опытом работы по выявлению, предупреждению и пресечению правонарушений коррупционного характера.

          При проведении контрольных мероприятий приоритетными вопросами для нас являются установление причин антикоррупционных действий:

          -соблюдение принципа адресности и целевого характера бюджетных средств;

          - соблюдение принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств;

          - обоснованность закупочных цен при приобретении товаров, работ и услуг в рамках государственных муниципальных закупок;

          - обеспечение добросовестной конкуренции, равной доступности при размещение государственных и муниципальных закупок;

          - обоснованность отвлечения средств в дебиторскую задолженность, принятие мер к ее снижению;

          - эффективность управления государственным (муниципальным) имуществом;

          - обоснованность арендных ставок за пользование государственным муниципальным имуществом, полнота и своевременность уплаты арендных платежей;

          - полнота и эффективность принимаемых мер по взысканию задолженности по администрируемым доходам.

          Итоги отчетного года показывают, что сегодня Контрольно-счетная палата городского округа обладает потенциалом, необходимым для безусловной реализации задач и функций, определенных законодательством.

     В настоящее время Контрольно-счетная палата городского округа работает по вновь утвержденному на 2015 год плану работы, составленному с учетом контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

 

Председатель Контрольно-счетной палаты

городского округа город Нефтекамск

Республики Башкортостан                                                                А.И. Шатохин