Об утверждении Инвестиционной программы «Реконструкция объектов системы водоснабжения городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан» на 2014-2016 годы


 

Об утверждении Инвестиционной программы «Реконструкция объектов системы водоснабжения

городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан» на 2014-2016 годы

 

     В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 года № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» и для повышения качества предоставляемых услуг, надежности работы системы водоснабжения на территории городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан Совет городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан р е ш и л:

 

     1. Утвердить Инвестиционную программу «Реконструкция объектов системы водоснабжения городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан» на 2014-2016 годы (далее - Программа).

     2. Администрации городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан:

     2.1. Предусмотреть при утверждении бюджета городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан на соответствующий период финансирование мероприятий Программы.

     2.2. Организовать мониторинг реализации Программы.

     3. Настоящее решение подлежит размещению на официальном сайте и обнародованию на информационном стенде Совета городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан.

4. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию по промышленности, жилищно-коммунальному хозяйству, торговле и предпринимательству (Сюткин В.М.).

 

Председатель Совета                                                                                                          Д. Крюков

 

Нефтекамск

15 февраля 2013 года

№ 3-10/01

 

УТВЕРЖДЕНА

решением Совета городского округа

город Нефтекамск

Республики Башкортостан

от 15 февраля 2013 года № 3-10/01

 

 

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРОГРАММА

Реконструкция объектов системы водоснабжения городского округа

город Нефтекамск Республики Башкортостан

на 2014-2016 годы

 

 

г. Нефтекамск, 2013 г.

 

 

Содержание Инвестиционной программы

«Реконструкция объектов системы водоснабжения городского округа

город Нефтекамск Республики Башкортостан» на 2014-2016 годы

 

1

Паспорт Инвестиционной программы

3

2

Введение

5

3

Раздел 1. Характеристика действующей системы водоснабжения и водоотведения, анализ существующих проблем и пути их решения

6

4

Раздел 2. Анализ существующих проблем и тенденций развития системы водоснабжения и водоотведения

13

5

Раздел 3. Инвестиционная программа как механизм реализации Комплексной программы развития коммунальной инфраструктуры городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан до 2015 года в части услуг водоснабжения

14

6

Раздел 4. Состав и структура финансовых источников  для реализации Инвестиционной программы

17

7

Раздел 5. Расчет надбавок к ценам (тарифам) на услуги водоснабжения для потребителей

19

8

Раздел 6. Оценка социально-экономической эффективности   Инвестиционной программы

22


Паспорт Инвестиционной программы

«Реконструкция объектов системы водоснабжения городского округа

город Нефтекамск Республики Башкортостан» на 2014-2016 годы

 

Полное

наименование

Программы

Инвестиционная программа «Реконструкция объектов системы водоснабжения городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан» на 2014-2016 годы (далее – Инвестиционная программа)

Основание

для разработки

Программы

Техническое задание разработки программы по развитию систем водоснабжения городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан на 2014-2016 годы муниципальным унитарным предприятием «Нефтекамскводоканал»

Заказчик Программы

Администрация городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан (далее – администрация)

Разработчик

Программы

Муниципальное унитарное предприятие «Нефтекамскводоканал» (далее – МУП «Нефтекамскводоканал»)

Цель Программы

Обеспечение бесперебойной подачи качественной воды от источника до потребителя

Задачи Программы

- Повышение надежности работы систем водоснабжения на территории городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан (далее – городской округ).

- Внедрение автоматизированных систем управления.

- Обеспечение развития системы водоснабжения в соответствии с потребностями новых объектов жилищного и промышленного строительства в городском округе.

- Повышение качества оказываемых услуг.

Сроки реализации Программы

2014 - 2016 годы

Источники

финансирования

Программы

Бюджет городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан, бюджет Республики Башкортостан, средства предприятия от реализации услуг водоснабжения в части установленных надбавок к ценам (тарифам) на услуги водоснабжения для потребителей (далее – надбавки к тарифам)

Ожидаемые

конечные результаты реализации

Программы

Бесперебойное обеспечение населения и организаций городского округа качественной питьевой водой

 

 

Введение

     Инвестиционная программа разработана в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», на основе технического задания администрации.

     МУП «Нефтекамскводоканал» выполнен расчет финансовых затрат, необходимых для реализации данной Инвестиционной программы.

     Для снижения рисков инвестирования при обосновании финансовых затрат Инвестиционной программой предусмотрено использование бюджетных средств.

     Инвестиционная программа предусматривает выполнение работ на сумму 53 529 тыс. рублей. Данные денежные средства могут быть обеспечены за счет средств, поступающих от оказания услуги водоснабжения в части установленной надбавки к тарифу для потребителей городского округа, а также средств консолидированного бюджета Республики Башкортостан и бюджета городского округа. Источники финансирования МУП «Нефтекамскводоканал» были рассмотрены с учетом критериев доступности Инвестиционной программы для потребителей услуги водоснабжения, а также с учетом достижения поставленных задач в части гарантированного качества услуги, безопасности, внедрения современных технологий, исключения дефицита воды.

     Инвестиционная программа разработана для решения задач, связанных с активизацией процесса развития социальной инфраструктуры городского округа, путем повышения качества оказываемой услуги водоснабжения.

РАЗДЕЛ 1.

Характеристика действующей системы водоснабжения

и водоотведения, анализ существующих проблем и пути их решения

 

1.1 Характеристика действующей системы водоснабжения и водоотведения

МУП «Нефтекамскводоканал» снабжает население и предприятия городских округов город Нефтекамск, город Агидель, населенных пунктов Краснокамского района питьевой водой, осуществляет сбор и очистку сточных вод. Объекты, эксплуатируемые предприятием, расположены в границах двух муниципальных образований: городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан и муниципального района Краснокамский район, радиус обслуживания составляет 25 км. В состав МУП «Нефтекамскводоканал» входят 14 основных и вспомогательных цехов и служб, в которых трудится 462 человека, имеется более 70 единиц автотехники.

В сфере водоснабжения в хозяйственном ведении предприятия находятся поверхностный водозабор «Кама», Камский (Патраковский) инфильтрационный водозабор, состоящий из 55 скважин, 3 водопроводные насосные станции, 426,5 км водопроводных сетей. Потребителям в сутки подается до 50 тыс. м3 воды.

Цех водоотведения включает в себя 9 канализационных насосных станций, биологические очистные сооружения (далее – БОС), канализационные сети напорные и самотечные. Сброс сточных вод городского округа, а также части Краснокамского района производится в канализационную сеть общей протяженностью 195,8 км. Из 9 канализационных насосных станций (далее – КНС): 2 главные (основные) и 7 вспомогательных. Бытовые и производственные сточные воды по системе самотечных коллекторов, а также от малых КНС поступают на главные КНС №№ 2,4. Сточные воды от с. Николо-Березовка поступают на КНС № 3 и далее подаются на КНС № 4. От КНС №№ 2, 4 сточные воды по двум напорным коллекторам отводятся на БОС. Проектная производительность БОС города (1972г.) составляет 40 тыс. м3/сут. С учетом возросших требований природного законодательства (2012г.) расчетная производительность сооружений составляет 16-18 тыс. м3/сут. Поступающие на очистные сооружения стоки подвергаются механической очистке на аэрируемых песколовках и первичных отстойниках, после чего проходят биологическую очистку активным илом в аэротенках. Освобожденная от ила во вторичных отстойниках очищенная вода обеззараживается гипохлоритом натрия и откачивается на сброс в р. Кама. Образующийся при очистке избыточный активный ил, а также сырой осадок с первичных отстойников откачиваются на иловые площадки для минерализации, обезвоживания и естественного обеззараживания. По мере накопления осадка и обезвоживания его транспортируют на полигон ТБО для рекультивации земель. Сброс очищенных стоков осуществляется в р. Кама через рассеивающий выпуск на расстоянии 18,8 км. от насосной станции БОС.

На предприятии с 2006 года ведется комплексная модернизация производства, выполнены мероприятия:

- В сфере водоснабжения.

В 2006 году в очистке воды сульфат алюминия заменен на новый, более современный коагулянт – оксихлорид алюминия. Благодаря этому количество вводимого реагента уменьшилось более чем в 6 раз, а качество воды улучшилось не только по химическому составу, но и по бактериологическим показателям. С переходом на оксихлорид алюминия регулировка рН воды не производится, то есть, нет необходимости регулировать щелочность воды. Таким образом, из технологической схемы полностью исключено известковое хозяйство, что приводило к лишним затратам на оборудование, сырье и обслуживание. Поскольку доза вводимого реагента уменьшилась в 6 раз, во столько же раз уменьшилось количество образующегося шламового осадка – отхода производства.

- В сфере водоотведения.

Особое внимание уделяется совершенствованию работы биологических очистных сооружений, как с технической, так и технологической стороны. С учетом ужесточающихся требований к качеству сбрасываемых сточных вод с 2007 года на очистных сооружениях начали отрабатываться и внедряться современные методы очистки сточных вод от биогенных и промышленных загрязнений, в частности технология нитрификации. В зоне повышенного внимания находятся аэротенки – основное технологическое звено биологической очистки. С этой целью в 2006 году была запущена дополнительная воздуходувка ТВ-300 производительностью 18 тыс. м3 воздуха /час, а 2007-2008 годах в обоих коридорах аэротенка полностью заменена система аэрации. При этом применены мелкопузырчатые диспергаторы «АКВА-ПРО» и «АКВА-Пласт», что позволило поднять содержание растворенного кислорода, улучшить процесс нитрификации, а значит и качество очищенных стоков. Повысить устойчивость к залповым сбросам за счет увеличения окислительной мощности аэротенка при тех же объемах емкостных сооружений позволили установленные в 2009 году блоки полимерных биозагрузок – носителей прикрепленной биомассы. В результате в очищенных стоках наблюдается снижение концентрации аммония солевого и нитритов, как минимум в 3 раза, и значительное увеличение нитратов (в 4 раза) по сравнению с предыдущим периодом. Содержание аммония снизилось до 2-х мг/л, тогда как содержание нитратов возросло до 35 - 40 мг/л. По этой же причине значительно улучшена очистка по биохимической потребности в кислороде, химической потребности в кислороде.

В 2011 году автоматизированы семь канализационных насосных станций, что позволило снизить затраты на обслуживающий персонал. Планируется к реализации проект на реконструкцию КНС №№ 2, 4, двух напорных коллекторов, где предусмотрена работа станций в автоматическом режиме без оперативного обслуживающего персонала.

- В сфере ресурсо- и энергосбережения.

На предприятии действует программа энергосбережения, рассчитанная на 2010-2020 годы. Реализация мероприятий данной программы позволит уменьшить удельный расход условного топлива, снизить энергоемкость выпускаемой продукции ежегодно на 3,3 %, полностью перейти, в жилом фонде, на расчеты за энергоресурсы с использованием приборов учета.

Одним из важнейших направлений энергосбережения является строительство котельных с использованием энергоэффективных технологий с высоким коэффициентом полезного действия. До 2009 года отопление производственных помещений биологических очистных сооружений осуществлялось тепловыми насосами НТ-500. Теплотрасса от котельной БОС до объектов водоочистных сооружений (далее – ВОС) имеет подземную прокладку протяженностью 2360 м. Фактические потери тепловой энергии на этом участке составляли 80 % от общих тепловых потерь через изоляцию в тепловых сетях ВОС. Тепловые насосы не могли выработать необходимое количество тепла, требуемого для поддержания нормального климата внутри помещений в холодные месяцы. С учетом этого было принято решение использовать для теплоснабжения природный газ с установкой водогрейных котлов Dakon. Во избежание потерь тепла установка котлов предусмотрена для каждого здания отдельно. С вводом в эксплуатацию 9 газовых котельных наблюдается снижение затрат на выработку собственной тепловой энергии за счет снижения затрат на потребленную электроэнергию. Экономия электроэнергии за 2009 год составила 2326,2 тыс. кВт.ч.

Еще одно направление энергосбережения – установка преобразователей частоты для управления насосами. Поддержание заданного значения давления на выходе насосных агрегатов производится с помощью изменения частоты вращения регулируемого насоса в зависимости от текущего значения давления преобразователями частоты РМР-540—RUS вместе с современными насосными агрегатами.

В результате проведенных мероприятий была получена экономия электроэнергии на объектах водоснабжения (в 2008 году - 2261 тыс. кВт.ч., 2011 году - 873,4 тыс. кВт.) и водоотведения (за 6 месяцев 2012 года - 54,9 тыс. кВт.ч.).

 

1.2 Анализ существующих проблем и пути их решения

 

1.2.1. Завершение реконструкции биологических очистных сооружений

Один из главных проектов МУП «Нефтекамскводоканал» – реконструкция биологических очистных сооружений, которая началась в конце 2011 года в рамках программы «Чистая вода». Реализация проекта оценивается в 458 млн. руб. (с учетом проектно-сметной документации).

Биологические очистные сооружения эксплуатируются с 1977 года. Проектируемая схема очистки не позволяет сегодня обеспечивать требуемое качество сбрасываемых вод. Реализация проекта позволит увеличить пропускную способность очистных сооружений вдвое (до 43,35 тыс. м3/год), прекратятся сбрасываемые загрязнения в объеме 139 тонн/год, экономический эффект составит 3,42 млн. рублей.

Проект предусматривает применение технологий нитри-денитрификации, дефосфотации и современного оборудования: мелкопрозорных фильтрующих барабанов, скребковых механизмов для отстойников, флотаторов, фильтр-прессов, фильтров доочистки, УФ-установок, словом, всего того, без чего сегодня невозможна качественная очистка сточных вод.

1.2.2. Реконструкция коллекторов и канализационных насосных станций городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан

Реконструкция коллекторов и канализационных насосных станций городского округа даст возможность увеличить мощность канализационной насосной станции и пропускную способность коллекторов. Два напорных стальных канализационных коллектора диаметром 630 мм. каждый от КНС № 4 до биологических очистных сооружений введены в эксплуатацию в 1977 году. Свой нормативный срок эффективной эксплуатации они полностью исчерпали. За последние годы наблюдается увеличение количества порывов на коллекторах, обнаруживаются участки труб, в нижней части которых толщина стенок уменьшилась с 9 мм. до 1,0-0,5мм., то есть имеются места, неподдающиеся сварке. В случае возникновения аварийных ситуаций, сточные воды, попадая в землю, загрязняют почву, что неблагоприятно сказывается на экологии. Местность загрязняется и заболачивается. Трасса коллектора от КНС № 4 до биологических очистных сооружений пересекает ряд мелководных рек (р. Полуденка, Березовка, Джириха), которые попадают в водный бассейн р. Кама. Таким образом, при эксплуатации изношенных трубопроводов, в случае аварии на них возможно загрязнение водных объектов. Требуется полная замена трубопроводов.

В связи с интенсивным таянием снега и тем самым увеличением талых вод, вследствие попадания их в систему бытовой канализации наблюдается увеличение притока сточных вод. В 2005 году максимальный объем откачиваемых стоков доходил до 52 тыс. м3/сут. Установленная мощность насосного оборудования КНС № 2 – 350 м3/час, КНС № 4 – 1600 м3/час. С увеличением объема сточной жидкости необходимо включать высоковольтные насосы производительностью 2700 м3/час, после включения, которых появляются порывы в виду изношенности напорных коллекторов.

Головная насосная станция КНС № 4 построена в 1979 году по типовому проекту 902-1-10/70, привязанному Южно-Уральским отделением института «Гипрокоммунводоканал».

Ячейки камеры сборной одностороннего обслуживания с масляными выключателями типа ВМГ-10, установленные на КНС № 4, находятся в эксплуатации с 1976 года. Срок эксплуатации данных ячеек 25 лет. КНС № 4 является потребителем первой категории надежности электроснабжения. Для обеспечения требований к данной категории необходима замена ячеек на современные, с вакуумными выключателями и релейной защитой, обеспечивающей надежную эксплуатацию подключенного высоковольтного оборудования.

КНС № 2 построена в 1962 году, на сегодняшний день работает со 100 % загруженностью и 100 % износом. Требуется реконструкция. 

1.2.3 Поиск и оценка запасов подземных вод

Водоснабжение населённых пунктов городского округа осуществляется из двух источников: поверхностного (река Кама) и подземного (Камский Патраковский инфильтрационный водозабор). Суммарное водопотребление из этих источников составляет 48,0 - 55,0 тыс. м3/сут.

Подземный водозабор, являющиеся одним из источников водоснабжения городского округа, характеризуется наличием в воде марганца, слабой защищенностью от поверхностных загрязнений, ограниченным дебитом, невозможностью организации зон санитарной охраны, так как II и III пояса зон санитарной охраны водозабора находятся на территории трех субъектов Российской Федерации, а также отсутствием соответствующей водоподготовки для очистки от соединений марганца.

МУП «Нефтекамскводоканал» совместно с научно-исследовательскими организациями занимается изучением и решением проблемы снижения концентрации марганца в воде до нормативов СанПиН. Согласно заключениям проведённых исследований традиционные методы очистки воды от марганца не могут быть применены для очистки воды Камского Патраковского водозабора из-за их неэффективности, либо экономической нецелесообразности.

По данным Башкирского республиканского геологического фонда в окрестностях города нет других разведанных подземных источников, пригодных для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Для обеспечения городского округа защищенным и безопасным в эпидемиологическом отношении подземным источником водоснабжения требуется поиск и оценка запасов подземных вод.

1.2.4. Реконструкция существующих водоочистных сооружений

Источниками загрязнения поверхностного водоисточника являются промышленные, хозяйственно-бытовые и ливневые сточные воды населенных пунктов, находящихся выше по течению, в том числе неочищенные стоки г. Камбарка.

Вода в р. Кама высокой цветности, подвержена сезонным изменениям, с низким щелочным резервом, это затрудняет очистку на сооружениях водоподготовки.

Фактическая производительность водоочистных сооружений городского округа, введенных в эксплуатацию в 1982 году, составляет:

- осветленная вода – 30,0 тыс. м3/сут., в т.ч.

- питьевая вода – 20,0 тыс.м3/сут.

В настоящее время, в случае выведения из схемы водоснабжения подземного источника воды с повышенным содержанием марганца, состав и техническое состояние имеющихся сооружений водоподготовки не обеспечат очистку всего потребного объема воды до питьевого качества, расход воды в сутки наибольшего водопотребления достигает 55,0 тыс. м3/сут. 

Необходимо финансирование проектно-изыскательских работ по объекту: «Реконструкция водоочистных сооружений городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан», реализация которого позволит повысить мощность очистных сооружений, надежность обеспечения водными ресурсами населения и организаций городского округа, качество питьевой воды.

1.2.5. Реконструкция объектов системы водоснабжения городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан

На объектах водоснабжения, где установлено оборудование 70-х годов и отсутствовал какой-либо автоматический контроль и управление технологическим процессом, возникали опасные ситуации, связанные с недостаточно оперативным предоставлением информации, а также со сложностями регулировки в условиях быстро изменяющихся процессов.

В 2010 году на 10-ти центральных тепловых пунктах пущены в работу автоматизированные насосные станции с частотным регулированием для поддержания давления в системе холодного водоснабжения (далее – ХВС) городского округа в заданном режиме. На станциях установлены насосы Wilo IPL от 3 до 7,5 кВт. Информация о работе насосных станций выведена на компьютер в аварийно-диспетчерскую службу.

В целях установки автоматизированной системы контроля и управления (далее – АСУ), обеспечивающей полный контроль за работой объектов водоснабжения и дистанционное, автоматическое управление с использованием современного радиоэлектронного и компьютерного оборудования разработан проект «Реконструкция объектов системы водоснабжения городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан». Конечная цель данного проекта – повышение надежности работы системы водоснабжения, снижение энергозатрат по доставке воды потребителям.

1.2.6. Реконструкция системы водоснабжения с. Амзя городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан

Водоснабжение села Амзя городского округа осуществляется из городских сетей по одному водоводу диаметром 160 мм. протяженностью 14,6 км.

Качество подаваемой воды соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества»

Разводящие сети с. Амзя построены в 1960 – 1990 годы.

Протяженность существующих уличных сетей водоснабжения села составляет 16,1 км., основной диаметр которых 50 – 63 мм., сети тупиковые.

Имеются территории, не обеспеченные сетями водоснабжения.

Ориентировочно в с. Амзя необходимо достроить уличных водопроводов около 11,5 км., в том числе кольцевых водоводов.

За последние 20 лет произошло значительное расширение села без необходимой реконструкции сетей водоснабжения для обеспечения водой строящихся объектов.

На сегодняшний день отсутствует резерв пропускной способности существующих водопроводных сетей села, что не позволяет обеспечить населенный пункт водой в необходимом количестве, особенно летом, так как в этот период года питьевая вода нерационально используется на полив приусадебных участков.

Из-за увеличения объема водопотребления снижается давление в разводящих водопроводах населенного пункта и возникает дефицит воды.

Требуется гидравлический расчёт и реконструкция сетей водоснабжения с учётом развития села.

Для обеспечения с. Амзя водой в достаточном количестве и с качеством, соответствующим СанПиН, необходимо строительство регулирующих резервуаров питьевой воды и насосной станции со станцией обеззараживания воды перед подачей ее в сеть в целях обеспечения эпидемиологического благополучия населения.

Для надёжного водоснабжения села Амзя наряду с водой, поступающей из сетей города Нефтекамск, необходимо предусмотреть подачу воды в сеть от водозабора с артезианскими скважинами, принадлежащими ОАО «Амзинский лесокомбинат».

Необходимо финансирование проектно-изыскательских работ по объекту: «Реконструкция системы водоснабжения с. Амзя городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан», реализация которого обеспечит надежное и бесперебойное водоснабжение населения и организаций с. Амзя в необходимом объеме.

 

РАЗДЕЛ 2.

Анализ существующих проблем и тенденций развития

системы водоснабжения и водоотведения

 

Развитие рынка по оказанию услуг в области водоснабжения напрямую связано с социально-культурным и экономическим развитием городского округа.

Планируемые к освоению новые площадки под жилые дома и объекты социального культурно-бытового назначения потребуют дополнительной нагрузки на систему водоснабжения.

Настоящая Инвестиционная программа предусматривает повышение надежности систем водоснабжения.

Основное внимание в Инвестиционной программе уделяется качеству оказываемых услуг водоснабжения. Соответствие современным санитарно-эпидемиологическим и экологическим требованиям достигается путем внедрения современного оборудования.

На объектах водоснабжения установлено оборудование, которое оснащено отдельными элементами автоматизированных систем управления и контроля технологическим процессом водоподъема. Однако это не исключает возникновения опасных ситуаций, связанных с недостаточно оперативным предоставлением информации, а также со сложностями регулировки в условиях быстро изменяющихся процессов. Ввиду отсутствия полного контроля за технологическим  процессом в реальном  масштабе времени происходит значительное растрачивание  энергетических ресурсов.

Мероприятия Инвестиционной программы предусматривают, в первую очередь, полный контроль работы объектов водоснабжения в режиме реального времени и быстрого реагирования на изменения режимов подачи воды, дистанционного и автоматического управления процессами водоснабжения. Это достигается за счет реконструкции объектов системы водоснабжения и организации централизованного автоматизированного управления.

 

РАЗДЕЛ 3.

Инвестиционная программа как механизм реализации Комплексной программы развития  коммунальной инфраструктуры городского округа 

город Нефтекамск Республики Башкортостан до 2015 года в части услуг водоснабжения

 

Для реализации Инвестиционной программы предполагается до 2016 года реализация проекта «Реконструкция объектов системы водоснабжения городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан». Имеется положительное заключение государственной экспертизы № 02-1-3-0510-10 Государственное учреждение Управления государственной экспертизы Республики Башкортостан Министерства строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан по указанному проекту.

Реконструкция объектов системы водоснабжения предусматривает организацию централизованного автоматизированного управления и контроля параметров технологических процессов. В настоящее время объекты системы водоснабжения оснащены отдельными элементами автоматизированных систем управления и контроля технологическим процессом водоподъема. Проектируемая система АСУ предусматривается в дополнение к существующему оборудованию.

Структура АСУ водоснабжения разделена на несколько подсистем:

- первый водоподъем, включающий открытый водозабор, Камский инфильтрационный водозабор, блочную комплектную насосную станцию (далее – БКНС) с резервуаром 630 м3., Агиделевскую камеру электрозадвижек с местным диспетчерским пунктом (далее – МДП);

- водоочистные сооружения (ВОС) с насосной станцией с МДП;

- насосную станцию III подъема;

- центральный диспетчерский пункт.

Каждая подсистема построена по принципу распределенного сбора информации. На каждой подсистеме установлен шкаф контролируемого пункта, который взаимодействует с диспетчерским пунктом по последовательному или радиоканалу, передавая информацию по шине RS-485 от шкафов удаленного сбора данных, установленных в непосредственной близости от датчиков.

 

Структура АСУ первого водоподъема разделена на пять подсистем:

1. Подсистема сбора, обработки и передачи информации управления – система локального диспетчерского пункта (автоматизированное рабочее место (далее – АРМ) оператора, персональный компьютер). Функции приема и передачи информации выполняет шкаф контролируемого пункта, в который входит радиомодем Невод-5, программируемый логический контроллер АДАМ серии 5000, блоки резервного питания и периферийные адаптеры, с установкой на кровле ненаправленной антенны.

2. Подсистема дистанционного контроля насосной станции БКНС – для контроля основных параметров пяти насосных агрегатов, положения задвижек, давления, значения тока и температуры подшипников насоса; наличия напряжения на фидерах теплового пункта (далее – ТП), состояния дренажной системы. Функции приема и передачи информации выполняет шкаф контролируемого пункта, в который входит преобразователь интерфейса RS-232/RS-485. В непосредственной близости к шкафам управления насосными агрегатами, ТП, в местах расположения датчиков, установлены шкафы с модулями удаленного сбора данных АДАМ серии 4000. Информация с них поступает на местный контролируемый пункт по шине RS-485, затем в местную диспетчерскую.

3. Подсистема дистанционного контроля и управления глубинными скважинами камского инфильтрационного водозабора – организует глубинные скважины в 11 групп по принципу локальной близости, эти группы запитываются от одной подстанции (ТП). Рядом с ТП устанавливается павильон контролируемого пункта, в котором монтируются шкафы управления скважинами, модули удаленного сбора данных АДАМ серии 4000 и шкаф контролируемого пункта. В функции этого устройства входит управление радиомодемом для связи с диспетчерской, управление по шине RS-485 для организации дистанционного пуска насосов, контроля основных параметров насосных агрегатов, давления, сбора данных о потреблении электроэнергии в ТП, подачи извещения о возникновении пожара, о несанкционированном доступе, температуре в помещениях.

4. Подсистема дистанционного контроля агрегатов открытого водозабора аналогична структуре БКНС, связь между контролируемыми пунктами осуществляется по радиоканалу.

5. Подсистема дистанционного контроля и управления электрозадвижками Агиделевской камеры содержит шкафы управления задвижками, модули удаленного сбора данных АДАМ серии 4000 и шкаф контролируемого пункта. В функции этого устройства входит управление радиомодемом для связи с диспетчерской, управление по шине RS-485, для организации управления задвижками, сбора данных о расходе воды с трех водоводов и давления в них, подачи извещения о возникновении пожара, о несанкционированном доступе, температуре в помещениях.

Для обеспечения автоматизированной работы системы рабочим проектом предусматривается установка контрольно-измерительных приборов, первичных датчиков и преобразователей.

 

Водоочистные сооружения с насосной станцией с МДП

Для дистанционного контроля предусматривается установка контролируемых пунктов в количестве 37 штук: шкафы контролируемого пункта МДП; шкафы контролируемых пунктов реагентного хозяйства; шкафы контролируемых пунктов отстойников, блока фильтров, насосной станции.

На шкафы контролируемых пунктов выводятся сигналы с датчиков уровня, расхода, контроля основных параметров насосных агрегатов, состояния задвижек.

Все шкафы контролируемых пунктов соединяются между собой в единую локальную сеть с использованием интерфейса RS-485.

В местном диспетчерском пункте насосной станции площадки ВОС, расположенном в отдельно стоящем здании предусмотрена установка шкафа контролируемого пункта, который соединяется с локальной шиной сбора данных RS-485 и с персональным компьютером АРМ оператора по интерфейсу RS-232.

Передача информации на центральный диспетчерский пункт в здании МУП «Нефтекамскводоканал» осуществляется посредством аппаратуры Радиоэзернета с установкой на кровле направленной антенны.

 

Насосная станция III подъема

Для дистанционного контроля предусматривается установка контролируемых пунктов: шкаф контролируемого пункта дренажной системы; шкафы контролируемых пунктов учета и контроля электроснабжения (в РУ 6 кВ и РП 0,4 кВ); шкаф контролируемых пунктов насосных агрегатов №1-8. На шкафы контролируемых пунктов выводятся сигналы с датчиков уровня, расхода, контроля основных параметров насосных агрегатов, состояния задвижек.

Все шкафы контролируемых пунктов соединяются между собой в единую локальную сеть с использованием интерфейса RS-485.

В местном диспетчерском пункте насосной станции III подъема предусмотрена установка шкафа контролируемого пункта, который соединяется с локальной шиной сбора данных RS-485 и с персональным компьютером АРМ оператора по интерфейсу RS-232.

Передача информации на центральный диспетчерский пункт в здании МУП «Нефтекамскводоканал» осуществляется посредством радиомодема с установкой на кровле направленной антенны.

 

Системы связи

Передача телеметрических данных с объектов водоснабжения городского округа планируется осуществить на оборудовании стандарта IEEE.802.1 lb/g. Активное оборудование точки доступа Cisco AIR-AP1242AG-A-K9, рабочий диапазон частот 2400-2472 МГц, обеспечивающий скорость передачи данных 4 Mbps (реальная скорость передачи данных), выходная мощность до 100 мВт, чувствительность приемника на скорости 1 lMbps-88dbm (связь возможна только в условиях прямой видимости между антеннами устройств). Для организации связи на дистанциях более 300 м. используются параболические антенны California Amplifiers с коэффициентом усиления 24dbi и двунаправленные усилители Манус 212-10, усиливающие мощность выходного сигнала до 1000 мВт и компенсирующие затухание сигнала на фидере на 20db.

Активное оборудование устанавливается в помещении. От оборудования (точек доступа Cisco AIR-AP1242AG-A-K9) к антенне, установленной на мачте, прокладывается высокочастотный коаксикальный кабель с низким затуханием сигнала Anli DX-10A.

Между инфильтрационным водозабором, открытым водозабором, водоочистными сооружениями, третьим водоподъемом и точкой по ул. Кувыкина связь осуществляется по радиоканалу, далее до здания центрального диспетчерского пункта находящегося по адресу:  ул. Чапаева, 5 – по оптическому кабелю.

 

РАЗДЕЛ 4.

Состав и структура финансовых источников для реализации Инвестиционной программы

 

Финансовые потребности МУП «Нефтекамскводоканал», необходимые для реализации Инвестиционной программы, будут обеспечены за счет средств консолидированного бюджета Республики Башкортостан и бюджета городского округа, а также собственных средств, поступающих от реализации услуг водоснабжения в части установленной надбавки к тарифу для потребителей.

Общая стоимость реконструкции объектов системы водоснабжения городского округа в соответствии с положительным заключением государственной экспертизы № 02-1-3-0510-10 Государственное учреждение Управления государственной экспертизы Республики Башкортостан Министерства строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан в ценах 2001 года (без НДС) составит 11 661,6 тыс. рублей, в том числе:

- Строительно-монтажные работы (далее – СМР) – 1 308,82 тыс. рублей,

- Оборудование – 10 285,86 тыс. рублей,

- Прочие затраты – 66,92 тыс. рублей.

В соответствии с Приказом Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре от 13 августа 2012 года         № 237 «Об индексах изменения стоимости строительно-монтажных работ объектов бюджетного финансирования к уровню цен сметно-нормативной базы 2001 года в редакции 2009 года» индекс изменения СМР по северо-западной территориальной зоне  Республика Башкортостан равен 3,89. Отсюда стоимость инвестиционных вложений в действующих ценах 2012 года (с учетом НДС составит) – 53 529,00 тыс. рублей, в том числе за счет:

- надбавок к тарифам по услуге водоснабжения планируется освоить 22 303,75 тыс. рублей;

- средств местного бюджета – 4 460,75 тыс. рублей;

- счет средств республиканского бюджета – 26 764,50 тыс. рублей.

В таблице 1 представлен объем финансовых потребностей, необходимых для реализации Инвестиционной программы на 2014-2016 гг.

 

Финансовые потребности, необходимые для реализации Инвестиционной программы

                                                                                                                                                                                         Табл.1

Направление и источники капитальных вложений

Капитальные вложения за период,

тыс. руб.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

всего

Всего,

в том числе за счет:

13382,25

17 843,00

22303,75

53 529,00

1) надбавки к тарифу

4 460,75

8 921,50

8 921,50

22 303,75

2) средства бюджета городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан

-

-

4 460,75

4 460,75

3) средства бюджета Республики Башкортостан

8 921,50

8 921,50

8 921,50

26 764,50

 


 

РАЗДЕЛ 5.

Расчет надбавок к ценам (тарифам) на услуги водоснабжения для потребителей

Установление надбавок к тарифам на услуги водоснабжения для потребителей (далее – надбавки к тарифам) планируется с 1 июля 2014 года единовременно с изменением тарифов на услуги водоснабжения, оказываемые МУП «Нефтекамскводоканал» (постановления Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 30 ноября 2012 года № 711 «Об установлении тарифов на холодную воду, поставляемую муниципальным унитарным предприятием «Нефтекамскводоканал» потребителям городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан» и № 710 «Об установлении тарифов на техническую воду, поставляемую муниципальным унитарным предприятием «Нефтекамскводоканал» потребителям городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан»).

Расчет надбавок к тарифам на услуги водоснабжения для потребителей

                                                                                                                                                                                                                        Табл.2

Наименование показателя

годы

I

полугодие

2014

II

полугодие 2014

2015

2016

1

Объем полезного отпуска воды (тыс. м3) всего,

5 475,0

5 475,0

10 950,0

10 950,0

в том числе:

1.1

Населению

4 125,0

4 125,0

8 250,0

8 250,0

1.2

Бюджетным организациям

235,0

235,0

470,0

470,0

1.3

Прочим потребителям, из них:

1 115,0

1 115,0

2 230,0

2 230,0

1.3.1

Прочим потребителям

(техническая вода для потребителей городского округа)

475,0

475,0

950,0

950,0

2

Сумма средств, предусматриваемая на реализацию Инвестиционной программы за счет надбавки к тарифу, тыс. руб.

0

4 460,75

8 921,50

8 921,50

2.1

Надбавка к тарифу на услуги водоснабжения (руб./м3) без НДС (стр. 2/стр. 1)

0

0,85*

0,90*

0,94*

*Изменение тарифа с учетом инфляции по данным Федеральной службы по тарифам РФ принимаем с 1.07.2014 г. – 105,4%, с 1.07.2015 г. – 105,2%, с 1.07.2016 г. – 104,8%.

 

Расчет изменения уровня действующих тарифов на услуги Водоснабжения для потребителей МУП «Нефтекамскводоканал» 

в результате включения в них средств на реализацию Инвестиционной программы

                                                                                                                                                                                                        Табл.3

Наименование

показателей

2013г.

Период реализации

Инвестиционной программы, годы

с 1.01.13

с 1.07.13

2014г.

2015г.

2016г.

с 1.01.14

с 1.07.14

с 1.01.15

с 1.07.15

с 1.01.16

с 1.07.16

Тарифы на услуги водоснабжения

Установленный тариф

Ожидаемый тариф с учетом инфляции*

Вода питьевая для населения, руб./м3

с НДС

13,06

14,67

14,67

15,46

15,46

16,26

16,26

17,04

Вода питьевая для прочих потребителей, руб./м3

без НДС

14,48

12,43

12,43

13,10

13,10

13,78

13,78

14,44

Вода техническая (для городского округа), руб./м3

без НДС

9,93

10,48

10,48

11,05

11,05

11,62

11,62

12,18

Надбавка к тарифу на услуги водоснабжения, руб./м3

без НДС

0

0

0

0,85

0,85

0,90

0,90

0,94

Надбавка к тарифу на услуги водоснабжения, руб./м3

с НДС

0

0

0

1,00

1,00

1,06

1,06

1,11

Тариф с учетом средств на реализацию Инвестиционной программы

Вода питьевая для населения, руб./м3

с НДС

13,06

14,67

14,67

16,46

16,46

17,32

17,32

18,15

Изменение уровня действующих тарифов к предшествующему тарифному периоду, %

112,1

112,3

112,3

112,2

112,2

105,2

105,2

104,8

Вода питьевая для прочих потребителей, руб./м3

без НДС

14,48

12,43

12,43

13,95

13,95

14,68

14,68

15,38

Изменение уровня действующих тарифов к предшествующему тарифному периоду, %

100

85,8

85,8

112,2

112,2

105,2

105,2

104,8

Вода техническая

(для городского округа), руб./м3

без НДС

9,93

10,48

10,48

11,90

11,90

12,52

12,52

13,12

Изменение уровня действующих тарифов к предшествующему тарифному периоду, %

110,9

105,5

105,5

113,5

113,5

105,2

105,2

104,8

 

Оценка социально-экономического влияния на стоимость коммунальных услуг с учетом изменения тарифа и надбавки к нему

 

Реализация Инвестиционной программы возможна за счет установления надбавки к действующим и планируемым тарифам на услугу водоснабжения.

В Инвестиционной программе предусмотрено изменение тарифа на услугу водоснабжения с учетом индексов-дефляторов.

Возможное изменение действующего тарифа представлено в Таблице № 3.

Для соблюдения основного требования действующего законодательства, а именно – критерия доступности, целесообразно привлечение бюджетных средств в сумме 31,23 млн. рублей.

Социально-экономическое влияние изменения действующего тарифа на услугу водоснабжения в результате включения средств на реализацию Инвестиционной программы представлено в Таблице № 3.

В соответствии с расчетом изменение размера оплаты населением услуги водоснабжения с учетом надбавок за период 2014 – 2016 гг. будет составлять от 16,47 до 18,15 руб. за 1 м3.

Максимальное изменение тарифа с учетом надбавок до 18,15 руб. за 1 м3 позволит сохранить основной критерий – доступность этих услуг для населения.

 

РАЗДЕЛ 6.

Оценка социально-экономической эффективности Инвестиционной программы

 

Реализация Инвестиционной программы предполагает внедрение автоматизированных систем управления, что обеспечивает полный контроль работы объектов водоснабжения в режиме реального времени.

Проект, предусмотренный Инвестиционной программой социально-значимый. Социальная эффективность проекта – надежное и бесперебойное водоснабжение населения и организаций городского округа, исключение дефицита водоснабжения.

Срок окупаемости проекта Инвестиционной программы (в связи поступлением денежных средств, предусмотренных за счет надбавки к тарифу для потребителей) принимается равным сроку реализации Инвестиционной программы – 3 года.

 

Расчет экономической эффективности Инвестиционной программы в части услуги водоснабжения

                                                                                                  Табл.4

№ п/п

Наименование показателя

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

1

Полезный отпуск продукции, тыс. м3

10 950,0

10 950,0

10 950,0

10 950,0

2

Тариф ожидаемый, руб./м3, в том числе:

2.1

Вода питьевая для населения, руб./м3 с НДС

14,67

15,46

16,26

17,04

2.2

Вода питьевая для прочих потребителей, руб./ м3 без НДС

12,43

13,10

13,78

14,44

2.3

Вода техническая (для городского округа), руб./м3 без НДС

10,48

11,05

11,62

12,18

3

Объем выручки без капитальных вложений, млн. руб.

130,044

135,771

145,169

155,971

4

Себестоимость продукции, млн. руб.

129,687

135,196

144,444

155,121

5

Валовая прибыль, млн. руб.

0,357

0,575

0,725

0,850

6

Налоги, млн. руб.

0,071

0,115

0,145

0,170

7

Прибыль после налогообложения, млн. руб.

0,286

0,460

0,580

0,680

 

Индекс рентабельности инвестиций ИРИ = (155,971 – 155,121) / 155,971 +1 = 1,0055

Индекс рентабельности больше единицы, из чего следует, что данный проект является рентабельным.